Замечательное задание придумали наши организаторы галактической экспедиции! Такое мощное погружение в классику педагогической мысли. С удовольствием читала статьи о Василии Сухомлинском, Януше Корчаке и других педагогах ...
Оригинал фото
Читала статьи
с большим удовольствием и с …чувством стыда. Как, оказывается, давно не обращалась к мудрым мыслям
великих педагогов, не перечитывала их труды, в том числе Сухомлинского, не подпитывала свои знания.
Но, как ни парадоксально это звучит, то,
что мы не делим
свою педагогическую практику на разделы (это - по Сухомлинскому, это- по
Макаренко, это – по…), оказывается
созвучно с тем, о чем говорил Василий Александрович Сухомлинский: "Учитель
готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа
нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света". Именно впитать: из множества идей, мыслей,
практик отобрать самое важное, нужное, светлое, созвучное твоим мыслям и
чувствам и, приняв это, осмыслив, возможно изменив,
преобразовав, сделать своим… Вот тогда и появляется «море света», состоящее из множества чистейших и блистательных капель - мудрых мыслей, дел и поступков не обязательно великих и не обязательно педагогов. Для меня,
например,наряду с талантом великих педагогов много значит народная
педагогика. То, как воспитывал и учил меня мой отец, простой сапожник и сторож,
воспринимается сейчас, как великое благо, совсем, как по-Сухомлинскому: "постоянная
мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва
духовных сил".
Мне близки мысли
Сухомлинского о воспитании красотой, о воздействии на мысли и чувства детей
через общение с природой: «Идите
в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми
исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
Природа, действительно,
неиссякаемый источник: пить – не напиться и дна не увидать! Какими искорками
радости светятся глаза детей, когда делают они свои первые открытия в природе.
|
Весна |
Так,
например, при изучении темы «Весенние изменения в природе» мы с первоклассниками на ежедневных прогулках искали и фотографировали приметы весны:
сосульки, капель, проталинки, ручейки, первую травку, первую бабочку…
|
Сосульки |
|
Первые проталины |
Потом,
когда смотрели общую презентацию, дети радостно узнавали себя и взахлёб
комментировали, какие приметы весны «поймали»
в кадр именно они.
|
В оттепель снег становится липким. |
|
Интересно, почему снежинки превратились в ледяную фигурку? |
|
Почему, когда оттепель, можно лепить снеговика, а когда мороз - нет? |
|
Текут ручьи и можно пускать кораблики. |
|
Выпустила свои пушистые комочки верба. |
Поиск открытий в
природе так увлёк детей, что имел
дальнейшее продолжение: и по дороге из
школы домой, и во дворе дома, и в походе по окончании года, они искали и
находили что-то для них необычное: муравьиные ходы-домики, наросты на деревьях, кустик земляники,
оказавшийся на школьном дворе, ветку дерева, обглоданного зайцами .
|
Следы заячьих зубов |
|
Наросты на деревьях |
Эффективность осознания взаимосвязей в
окружающем мире,
усвоения знаний, полученных
путем
собственных наблюдений
в
природе, безусловно, выше. Добавим сюда большой эмоциональный заряд от радости познания и делового общения, укрепление здоровья и нравственное развитие.
Меня аналогично мучает совесть, что ищем новое, забывая классику! Спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьКакие у Вас чудесные ребятишки, с удовольствием посмотрела на их лица, почитала Ваши мысли, как хорошо для Ваших учеников, что Вы воспитываете их, опираясь на мудрость Сухомлинского, народную педагогику и свой опыт! У нас промышленный город и выйти на природу - это далеко не рядовое событие, я только один раз провела урок в парке, а хотелось бы больше, детям это очень понравилось, совсем другой способ получения знаний - без учебников, тетрадей, легко, с настроением. Спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина, за добрые слова. Уверена, что и в Вашей педагогической практике есть свои находки!
Удалить