вторник, 27 августа 2013 г.

Педагогическая классика для настоящего и будущего. Осмысление пройденного..

Замечательное задание придумали наши организаторы галактической экспедиции! Такое мощное погружение в классику педагогической мысли. С удовольствием читала статьи о Василии Сухомлинском, Януше Корчаке и других педагогах ...
Оригинал фото

  
 Читала статьи с большим удовольствием и с …чувством стыда. Как, оказывается,  давно не  обращалась к  мудрым мыслям  великих педагогов, не перечитывала их труды, в том числе Сухомлинского, не подпитывала свои знания. 
Но, как ни парадоксально  это звучит, то,  что мы не  делим  свою педагогическую практику на разделы (это - по Сухомлинскому, это- по Макаренко, это – по…), оказывается  созвучно с тем, о чем говорил Василий Александрович Сухомлинский: "Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света". Именно впитать: из множества идей, мыслей, практик отобрать самое важное, нужное, светлое, созвучное твоим мыслям и чувствам  и,   приняв это, осмыслив, возможно изменив, преобразовав, сделать своим… Вот тогда и появляется  «море света», состоящее из множества  чистейших и блистательных  капель - мудрых мыслей, дел и  поступков  не обязательно великих   и не обязательно педагогов. Для меня, например,наряду с талантом великих педагогов много значит  народная педагогика. То, как воспитывал и учил меня мой отец, простой сапожник и сторож, воспринимается сейчас, как великое благо, совсем, как по-Сухомлинскому: "постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил".
Мне близки мысли Сухомлинского о воспитании красотой, о воздействии на мысли и чувства детей через общение с природой: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».  
Природа, действительно, неиссякаемый источник: пить – не напиться и дна не увидать! Какими искорками радости светятся глаза детей, когда делают они свои первые открытия в природе. 
Весна
Так, например, при изучении темы «Весенние изменения в природе» мы с   первоклассниками на ежедневных прогулках  искали и фотографировали приметы весны: сосульки, капель, проталинки, ручейки, первую травку, первую бабочку… 

Сосульки


Первые проталины

 Потом, когда смотрели общую презентацию, дети радостно узнавали себя и взахлёб комментировали, какие приметы  весны «поймали» в кадр именно они.
В оттепель снег становится липким.

Интересно, почему   снежинки превратились в ледяную фигурку?
Почему, когда оттепель, можно лепить снеговика, а когда мороз - нет?
Текут ручьи и можно пускать кораблики.

Выпустила свои пушистые комочки верба.
 Поиск открытий в природе  так увлёк детей, что имел дальнейшее продолжение: и  по дороге из школы домой, и во дворе дома, и в походе по окончании года, они искали и находили что-то для них необычное: муравьиные  ходы-домики, наросты на деревьях, кустик земляники, оказавшийся на школьном дворе, ветку дерева, обглоданного зайцами .

Следы заячьих зубов

Наросты на деревьях

 Эффективность осознания взаимосвязей в окружающем мире,  усвоения знаний, полученных путем  собственных наблюдений  в  природе, безусловно, выше. Добавим сюда большой эмоциональный заряд от радости познания и делового общения,  укрепление здоровья и нравственное развитие.

3 комментария:

  1. Меня аналогично мучает совесть, что ищем новое, забывая классику! Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
  2. Какие у Вас чудесные ребятишки, с удовольствием посмотрела на их лица, почитала Ваши мысли, как хорошо для Ваших учеников, что Вы воспитываете их, опираясь на мудрость Сухомлинского, народную педагогику и свой опыт! У нас промышленный город и выйти на природу - это далеко не рядовое событие, я только один раз провела урок в парке, а хотелось бы больше, детям это очень понравилось, совсем другой способ получения знаний - без учебников, тетрадей, легко, с настроением. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, за добрые слова. Уверена, что и в Вашей педагогической практике есть свои находки!

      Удалить